Актуальный вопрос — как Кремль будет реагировать на вал расследований о личной жизни и ближнем круге президента. Дмитрий Песков говорит, что это информационная атака, заказчики которой Кремлю известны. Если бы это было правдой, логично было бы Кремлю отвечать этим заказчикам. 

Но, я подозреваю, что ответный удар придется по журналистами и СМИ. Во-первых, скорее всего, слова Пескова — просто способ защиты. Во-вторых, если предположить, что Песков говорил искренне, то кого Путин считает заказчиками? Госдеп, ЦРУ, Уильяма Браудера, Михаила Ходорковского? В любом случае это кто-то за пределами страны, а значит дотянуться до него невозможно. Остается "бомбить Воронеж".

Как будут отвечать? Возможно, точечно — в адрес конкретных редакций и журналистов (объявление иноагентами, уголовные дела, обыски и прочие способы давления). Возможно, системно — принятием новых запретительных законов, созданием дополнительных инструментов ограничения свободы слова. Возможно, мы увидим сочетание этих подходов.

Но ответные действия в любом случае будут напоминать стрельбу из пушки по воробьям: расследования выходят в сравнительно небольших СМИ, которые сложно контролировать именно за счет их размера. При этом охват аудитории у распространяемой информации все равно получается огромный. Даже если завтра закрыть, заблокировать "Проект" и The Insider, а их журналистов посадить, запугать, купить или выгнать из страны (надеюсь, ничего этого не случится), то на их место придут другие. И на всякий новый закон найдется много способов его обойти ("Проект" и The Insider даже зарегистрированными СМИ, например, не являются — соответственно, все запретительные законы о журналистах на них просто не действуют). 

Поэтому —  придется запугивать больше, расширять репрессии, ограничивать свободы. В ответ будет расти радикализм оппозиции. Конца у этой борьбы пока не видно. Драматургия предполагает, что либо мы все сваримся в этом котле, либо что в конце концов котел взорвется. Но жизнь не всегда идет по законам драматургии.

Дмитрий Колезев

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены