Интересно, ни у кого еще не возникло версии, что члены Нобелевского комитета втайне поигрывают на ставках в букмекерских конторах? Ведь насколько я понимаю, ни вчерашний Абдулразак Гурна, ни сегодняшние Дмитрий Муратов и Мария Ресса не входили даже в топ-25 лидеров по прогнозам в своих номинациях. Реально озолотиться можно было, если знать прикуп! )

Если же серьезно, понятно, что для нас в России различие между Муратовым и Навальным интуитивно воспринимается как разница между двумя возможными линиями поведения нормального человека в условиях диктатуры. Либо политически бороться против этой диктатуры, добиваясь ее свержения. Либо пытаться создать что-то достойное в гуманитарной сфере вопреки диктатуре, напрямую с ней не борясь, просто регулярно преодолевая выстраиваемые ею препятствия.

И эмоционально я вполне могу понять тех из своих друзей, кто сегодня активно укоряет Нобелевский комитет в соглашательстве - за то, что своим решением они де-факто призвали ко второму пути. (Самые яркие посты на эту тему я видел у Сергея Медведева и Константина Сонина, но было и еще множество).

Тем не менее, если отбросить эмоции в сторону, я понимаю, что с рациональной точки зрения это совершенно неправильно. Мы - россияне, несогласные с установившейся в нашей стране диктатурой - и так находимся сейчас не в самом лучшем положении, мягко сказать. Поэтому не стоит нам воевать друг с другом по любому поводу. Гораздо разумнее наконец понять, что мы все в одной лодке. Те, кто уехали, и те, кто остались. Те, кто активно борются и садятся в тюрьму, и те, кто публично изображают лояльность, лишь изредка позволяя себе сжать фигу в кармане. Те, кто призывают участвовать в выборах, и те, кто призывают их бойкотировать. Сторонники "умного голосования" и "голосования по совести". Физлица, "выполняющие функции иностранных агентов", и коллаборационисты, готовые сотрудничать с системой, чтобы "менять ее изнутри". И т.д. и т.п.

Судя по всему, впереди нас ждут достаточно мрачные годы. И солидарность друг с другом - чуть ли единственный рецепт выживания в этот период. Поэтому гораздо правильнее сегодня порадоваться за Муратова и "Новую газету". А также считать, что в его лице были награждены и все остальные: от Навального до Венедиктова, от жестких и непреклонных борцов до последнего россиянина, в целом вынужденного вести себя предельно лояльно, но хотя бы раз в жизни втихую сделавшего анонимный донат на какой-то гражданский проект. Благо и сам Муратов, кажется, сейчас говорит о чем-то подобном. И это совершенно правильно, так и надо.

Мы победим только когда перестанем бесконечно выяснять отношения между собой, сконцентрировавшись на тех, кто действительно мешает нам жить, на настоящих гадах. Только тогда станет видно, насколько их в реальности мало, а нас много. И было бы здорово, если бы сегодняшнее решение Нобелевского комитета этому поспособствовало.

Александр Шмелев

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены