Возможно ли удержаться на двух стульях в политике или даже жить одновременно в разных политических измерениях? Конечно же нет — ответит каждый, кто хоть сколько-нибудь разбирается в жизни и политике. Но именно это и пытается делать Эрдоган, оставаясь членом НАТО и, все более формально, частью Запада и в то же время все откровеннее разыгрывая некую "восточную сказку". Нужно сказать, что его предшественникам нечто подобное долго удавалось. Правда, тогда ситуация была другой и расстояние между "стульями" было принципиально иным.

Когда-то Османские султаны были одновременно и Ромейскими императорами для неверных, и халифами для правоверных, и до поры до времени это у них получалось неплохо. "Блистательная Порта" потому и достигла такого блеска, что, оказавшись на незнакомой, часто враждебной земле, Османы применили политическую инновацию. Говоря современным языком: территориально-национально-религиозную сегментацию как принцип организации социальной жизни чрезвычайно разношерстной массы подданных. Кроме того, Османы подходили весьма рационально к кадровой политике, активно привлекая на службу специалистов и просто талантливых людей разных национальностей и вероисповеданий. Особую роль в строительстве империи сыграли греки.

Тогда балансировать между Западом и Востоком было тем легче, чем больше походили они друг на друга в основных политических и социально-экономических измерениях. Но со временем Запад существенно изменился, в то время как Восток уснул в своем развитии на столетия. Так обострилась проблема цивилизационного несоответствия. Её хотели решить младотурки, пытаясь трансформировать династическую империю средневекового образца в современное государство (приблизительно то же самое сделали Петр и Екатерина с Московией). Но Османия оказалась живучей, и проблема осталась.

После поражения Турции в Первой мировой за дело взялся Мустафа Кемаль. Нужно сказать, что генерал пришел вовремя. Судьба страны висела на волоске. Если бы тогда не организовались, не договорились с большевиками и Курдами и не отбились от греков, армян, итальянцев, французов и британцев (позже с Западом также договорились), то вряд ли мы смогли бы сейчас найти на карте мира государство Турция. Так что "Атой" Мустафу Кемаля турки назвали не напрасно. Вырвавшись из смертельной исторической ловушки, Ататюрк выбрал единственно возможный путь выживания и развития — вестернизацию. Признаем, что Турция достигла серьезных успехов, сто лет продвигаясь в этом направлении — не особенно быстро, но и не очень медленно.

И все бы было хорошо, но тут (Иншаллах!) случилась проблемка, которая может стоить стране дорого. До власти дорвался некий крутой мужичок с прямо-таки султанскими амбициями. И пошло-поехало, как обычно бывает в таких случаях. Трудно сказать, откуда у Эрдогана взялся такой навязчивый имперский зуд (исторических сериалов насмотрелся — вот она, сила искусства). Может быть, это "комплекс инородца", может, еще какая беда с ним приключилась, но этот "луноликий сын пророка" в 21-м веке всерьез озаботился воссозданием исламской деспотии имперских масштабов. Парадокс ситуации заключается в том, что вначале Эрдоган опирался на поддержку прозападных слоев населения, видевших в нем лидера, способного освободить общество от излишней опеки армии и превратить Турцию в современное демократическое государство. Позиции армии в политической системе Эрдоган действительно ослабил, но при этом сделал акцент на авторитарный, имперский и религиозный факторы во внутренней и внешней политике страны.

Возникает закономерный вопрос: чего, собственно, хочет и добивается Эрдоган — пожизненного "обнуления", особого титула, фундаментальных социально-политических изменений в обществе, территориальных приобретений? Пока мы можем говорить определенно об укреплении авторитарного режима, усилении влияния исламистов и системных военно-политических действиях по продвижению турецкого влияния на Кипре, в Азербайджане, Сирии, Ливии, возможно, в Центральной Азии. Проглядываются интересы в Крыму. Дальше — как получится. Такова логика существования империи — она не знает меры, пока не рухнет.

Опасность для государства заключается в том, что Турция является многонациональной, небогатой страной со средним уровнем развития (10–15 тысяч долларов ВВП на душу населения). Внутриполитические противоречия и конфликты остры, как и региональные диспропорции. К тому же она окружена заклятыми врагами: Греция, Болгария, Армения, Сирия, Грузия (не забудем и быстро укрепляющуюся, фактически независимую курдскую автономию в Ираке). Конечно, степень ненависти различна, враги не едины, да и ослаблены на данном этапе. Но ситуация может измениться, и если Турция достанет-таки Запад своими имперскими припадками, то Запад может и отвернуться, заменив ее на других союзников, способных играть роль стабилизатора в регионе. Тогда внутренние и внешние враги могут сыграть в унисон, и страна обречена. Так сладкий "османский" сон может обернуться вполне реальным кошмаром нового восточного передела. То будет большая и кровавая политическая драма, впрочем, удивляться нечему — такова обычная цена принципиальных политических ошибок.

P. S. Данный аналитический обзор завершает серию из трех политических эссе о наиболее агрессивных и опасных нарушителях современного геополитического порядка: Россия, Китай и Турция. Некомпетентная и авантюристическая политика правительств указанных стран может уже в ближайшем будущем привести человечество к глобальному конфликту. Тогда грянет политическая буря, которая сметет не только этих империалистических "динозавров", но и их сателлитов, попутно уничтожив миллионы жизней.

После бури всегда легче дышится и лучше думается, а человечеству есть о чем поразмыслить. Давно уж нам пора за ум браться и обустраивать свою жизнь надлежащим образом. И надеяться нам не на кого в этом большом и трудном деле — только на самих себя. Хочу верить, что человеческая цивилизация уже достаточно настрадалась, поумнела и созрела, чтобы выйти на качественно новый уровень в своем развитии.

Юрий Рарог

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter