В пятницу вечером министры иностранных дел стран ЕС формально утвердили пакет санкций против России в связи с войной против Украины, одобренный ночью на экстренном саммите союза.

Да, отключение от межбанковской платежной системы SWIFT в них не вошло. На саммите лидеры Германии, Италии и Австрии выступили против этого. Но, во-первых, это решение в принципе не отвергается и может быть задействовано в случае дальнейшего катастрофического развития ситуации.

Во-вторых, и принятые санкции по масштабам значительно превосходят те, что были введены в 2014 году. Быстрее всего их действие почувствуют на себе крупные российские банки с госучастием, которые, по сути, отрезаются от европейских рынков капитала. Эта мера незамедлительно ударит и по значительному числу простых граждан.

Серьезно скажется на российской экономике запрет на поставки современного оборудования для нефтеперерабатывающих заводов и ограничение доступа российских компаний к передовым технологиям в сфере производства полупроводников и программного обеспечения.

Болезненным будет и запрет на экспорт в Россию новых самолетов и авиационных запчастей. И вишенка на торте: сегодня было решено дополнить пакет санкций замораживанием европейских активов Владимира Путина и Сергей Лаврова. Понятно, что это чисто символический жест, вероятно обусловленный недовольством Владимира Зеленского "мягкостью" ответа ЕС на действия России, но символы в политике тоже имеют немалое значение.

В связи с реакцией Евросоюза на вторжение российских войск в Украину стоит отметить еще одно обстоятельство.

Данное решение Кремля оказалось настолько шоковым для европейских лидеров, что они реагировали на редкость единодушно, расценив действия России как ничем не спровоцированную военную агрессию против суверенного государства. Даже вечный диссидент ЕС Виктор Орбан, у которого были тесные связи с Москвой и свои претензии к Киеву по поводу прав венгров в Закарпатье, заявил на видео в Фейсбуке: "Вместе с нашими союзниками по ЕС и НАТО мы осуждаем военную акцию России". Глава МИД страны Питер Сийярто вызвал посла России и подчеркнул: "Венгрия поддерживает территориальную целостность и суверенитет Украины и будет частью совместного ответа ЕС".

Другой давний друг Москвы, президент Чехии Милош Земан в своем обращении к народу заявил: "Россия совершила преступление против мира". Всего несколько дней назад Земан утверждал, что русские не будут атаковать Украину, поскольку "они не сумасшедшие, чтобы начинать операцию, которая принесет им больше вреда, чем пользы". В четверг он прямо признал, что ошибался. Прага закрыла два консульства РФ в стране и прекратила выдачу виз россиянам.

Наконец, президент Болгарии Румен Радев (кстати, бывший военный летчик), всегда относившийся с симпатией к России, счел нужным подчеркнуть: "В Европе в 21 веке наносить удары с воздуха и с моря против суверенного государства абсолютно недопустимо".

Как бы ни развивались дальнейшие события, уже ясно, что симпатизантов Москвы в Европе среди политиков государственного уровня больше не осталось. Отношения России с ЕС оказались подорваны настолько глубоко и масштабно, что их восстановление в обозримом будущем вообще не представляется возможным. Конечно, в Москве любят повторять, что Европа ничего не решает и что курс Запада в отношении России определяется в Вашингтоне. Но львиная доля российского товарооборота и внешних экономических связей приходится как раз на Европу.

Александр Ивахник

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены