Один из важных процессов в современной России – постепенный уход советской культуры. Именно культура (в первую очередь, кинематограф) выполняла связующую роль между поколениями, особенно в последние десятилетия советской власти с развитием телевидения.

Роль кинематографа была ключевой не только потому что это демократичный и доступный вид искусства (знавший толк в политической пропаганде товарищ Ленин недаром говорил, что из всех искусств для нас важнейшим является кино – кстати, про цирк в его цитате вопреки популярной версии ничего не было), но и из-за уникальной плеяды артистов, которые сделали советское кино культовым. Если изобразительное искусство нередко разделяло поколения, то кинематограф объединял. И не стоит забывать про железный занавес, отсекавший советскую аудиторию как от большей части оскаровских фильмов, так и от голливудской массовой культуры. Конкуренции было существенно меньше.

Культовые фильмы смотрели и пересматривали всей семьей, цитаты из них узнавались разными поколениями. Иностранцам приходилось долго объяснять, чем примечательна фраза "Штирлиц шел по коридору", а "Вор должен сидеть в тюрьме" произносило множество силовиков, пришедших в электоральную политику в 1990-е годы – они довели фразу до полной банальности. Четыре столпа нередко грустной и мудрой комедии – Рязанов, Гайдай, Захаров и Данелия – и барды Высоцкий, Окуджава и Визбор повлияли на умонастроения советской интеллигенции значительно больше, чем вся официально запрещенная литература, не исключая даже "Архипелаг ГУЛАГ".

Советская культура надолго пережила распад СССР – и советским же поколениям кажется, что она будет актуальна всегда. Однако время идет – и для современной молодежи и Леонов, и Папанов, и Миронов, и Янковский, и другие великие люди советской культуры – это фигуры из прошлого, которое ей в основном малоинтересно (молодежь стремится жить сегодняшним и завтрашним, хотя с последним все чаще возникают проблемы, многие планы ломаются). Культовый новогодний фильм уже для немалого числа людей среднего возраста – это "Один дома", а не "Ирония судьбы" (а для еще более молодых – скорее "Гарри Поттер").

Разрыв между телевизионными и интернетными поколениями увеличивается. Современная российская культура не может конкурировать с советской для старших поколений и с западной – для младших (исключая, пожалуй, российскую молодежную эстраду, которая, в свою очередь, сильно вестернизирована). А ремейки советских культовых фильмов не вызывают ничего кроме раздражения.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены