Современная российская политика все более и более напоминает сказку. Пока обыватель кнутом и пряником загоняется в стойло псевдопатриотизма, ему тихим шепотом на ушко рассказывают предания и мифы о борьбе добра со злом.

Нынешняя "политическая аналитика", потоком льется из под заточенного пера так называемой "экспертократии", что буйным цветом расцвела на неполотом огороде российских массмедиа. И ознакомившись с ней, простой обыватель неожиданно обнаруживает, что живет в некоем удивительном мире, который подобно миру Толкиена разительно отличается от обычных его обывательских представлений о реальности. Там идет глобальное противостояние извечных сил Атлантики и Евразии, царят "геополитические интересы" и "сверхисторические миссии".

Зачастую язык публикаций опускается до обычных материй из серии политики и экономики, но все чаще звучат громогласные "геополитика" и "миссия". За ними идет "конспирология вариант лайт" - каждое, в сущности, мелкое политическое событие является происком геополитических тенденций глобальных антагонистов. Подковерная мышиная борьба мировых сил ведется путем тайных спецопераций, коварных переворотов и тому подобных подлых деяний, свершаемых сугубо плащом и кинжалом.

Обыватель, которому открыли глаза на то, что мировая политика суть вековечная борьба Годзиллы с Тираннозавром должен, несомненно, ужаснуться масштабам происходящих событий и поразиться, как он, обыватель, мал и убог по отношению к этим суровым мировым процессам. Особенно, когда он видит, что упомянутые звери вовсе не сражаются по-джентельменски – в честном бою вцепившись рядами острых зубов в мускулистые шеи друг друга, – а вместо этого гоняют бильярдные шары по многомерному полю исходя из известных лишь им самим правил. Тут обыватель, вероятно, должен окончательно прогнуться под весом окружающей иллюзорности, собственной невежественности и полностью отдаться на волю экспертов, профессионально разбирающихся в сложностях мировых процессов.

А те – чай не зря имперским воздухом дышат – подобно древним индийским мудрецам объясняют несчастным, что фасад всегда обманчив, а формы иллюзорны, что черное – это белое, а белое – это черное. Само собой, самые простые и очевидные ценности вроде "свободы", "достоинства" исчезают, как это можно о чем-то судить, когда не веришь глазам своим? Так и следуешь путеводному гласу мудрых гуру. Свобода ведь тоже бывает "внешняя и профанная" когда подобно животному бездуховному "что хочешь, то и делаешь", а бывает "внутренняя и метафизическая" - это когда царю-батюшке исправно служишь. Гуру научат, гуру подскажут.

Но пропаганда явление обоюдоострое. Пока российские гуру бубнят унылые мантры о деструктивной и предательской сути оранжевых, розовых и иже с ними бархатных революций в стакане, исток мирового зла также не дремлет. Не дремлет и выпускает культурный продукт в самом приглядном свете эти революции отображающий. Пока одетые в черную форму бравые "штурмовики империи" наивно пикетировали безвредный, в сущности, "Код да Винчи", в российский кинопрокат просочилась самая настоящая крамола с корсиканским названием "V for Vendetta".

Собственно, само кино вряд ли можно назвать оригинальным – подобная антиутопия, вероятно, напомнит внимательному зрителю о "Бразилии", "Стене" или "1984". Но именно как вытяжка и массовый продукт он интересен. Итак, мы имеем классическое для данного жанра общество тоталитаризма, лжи и репрессивной религии. Трагедия маленького человечка в мрачной антиутопии, описанная в той же "Бразилии", конечно, не устроит массового зрителя. Поэтому в фильме есть Герой, который борется с Системой и в итоге ее, конечно, побеждает. Само собой, героиня в фильме тоже имеется – она и оказывается персонификацией того затравленного и забитого общества, которое стремится освободить герой.

Но самое интересное - это то, каким именно образом он ее освобождает – оказывается, следует взять за шкирку дрожащее под гнетом режима человеконасекомое и подвергнуть его еще большему прессу. И когда его хитиновый панцирь начнет трещать по швам и рассыпаться, тогда все встанет на свои места – либо он, презрев смерть, избавится от страха и тем самым перестанет быть рабом, либо... Альтернатива не рассмотрена в фильме, впрочем, ее можно представить.

Стоит, пожалуй, вспомнить, что изначально республиканское устройство общества и государства базировалось на несколько иных принципах, нежели получили распространение на Западе ныне и копируются многими российскими деятелями с усердием достойным лучшего применения (на урановых рудниках, к примеру). Многочисленные революции и войны за независимость велись отнюдь не за ценности разряда "рыночной экономики" и "комфортного проживания", а уж о правах гомосексуалистов никто точно не помышлял.

Республика – это ведь тоже, в сущности, сверхидея и утопия, дорога которой залита кровью и потом. Республика наряду с личной свободой гражданина предполагает и его личную гражданскую ответственность. Гражданин должен был иметь некоторый образовательный уровень, дабы самостоятельно судить о происходящем, а также силу, дабы эту позицию при необходимости отстоять.

Россия же, в обычной своей манере возжелав всего и сразу, пошла "другим путем", "третьим". Сначала "свободные" девяностые провозгласили демократию, как абсолютную ценность сытно набиваемого брюха и получили соответствующий результат в виде десятка сильно пострадавших ожирением "приспособленных к условиям рынка" пираний и деградировавшего в целом общества. Теперь же это деградировавшее общество практически само рвется в авторитарное стойло искусственно сконструированных "консервативных ценностей".

И, вероятно, это беличье колесо будет тупо прокручиваться до тех пор, пока напуганный и запутанный "гражданин" с хрустящим под сапогом любимой власти хитиновым панцирем не победит подобно героине "Вендетты" свой страх и не приобретет, наконец, свои собственные взгляды на мир, чтобы отстаивать их как словом, так и делом.

Михаил Пожарский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter