Статья 81, п.3 Конституции Российской Федерации запрещает одному и тому же лицу занимать должность президента страны более двух сроков подряд. В августе 2006 года на рассмотрение в Госдуму была внесена так называемая "чеченская" поправка (инициирована парламентом Чечни), отменяющая этот пункт Конституции и дающая Путину карт-бланш на третий срок. Сейчас эта поправка обсуждается в региональных парламентах и областных администрациях РФ.

Есть первые результаты. По данным на середину января 2007 года идею "третьего срока" поддержали 6 парламентов и 16 глав регионов. "Против" высказались 9 парламентов и 14 глав регионов. Получается 22 "за" и 23 "против", практически поровну.

Понятно, что ни о каком свободном волеизъявлении в условиях "управляемой демократии" не может быть и речи. Полученные результаты следует понимать не как реальное мнение регионов, а как заказанный Кремлем арифметический расклад этих мнений. Иначе говоря, Кремль еще не определился и продолжает держать двух тузов в рукаве: туз-Путин и туз-преемник. Создаются две примерно равные группы поддержки, одна из которых убедительно "возьмет верх", когда будет нужно, то есть, когда Кремль окончательно определится.

С какой бы карты ни пошел Кремль, "Другая Россия" должна быть политически и организационно готова к любому варианту. И главное – нужен оптимистический настрой на победу. Основания для оптимизма есть. Оба кандидата в преемники – слабые политические фигуры. Пешки, которым не суждено стать ферзями. Оба, особенно Медведев, старательно подражают путинской манере внушительно произносить слова, чередуя паузы и логические ударения, но этим и ограничен их политический багаж.

Сергей Иванов в качестве кандидата в президенты был бы вообще драгоценным подарком для оппозиции. Если Путин своей персоной все-таки консолидирует власть, то Иванов, наоборот, консолидирует оппозицию. Его не примут ни демократический, ни патриотический избиратель, потому что он чужой и для тех, и для других.

Для демократов – слишком "ястреб", слишком "милитарист". Во всяком случае, желает таковым казаться. Вспомним хотя бы нелепую и огромную – чтобы разглядел каждый телезритель! – булавку для галстука в виде автомата Калашникова в период обострения конфликта с Грузией... Плюс "дедовщина", принявшая характер стихийного бедствия. Для патриотов Сергей Иванов – министр, добивший армию. Шесть лет рулит Иванов российскими вооруженными силами и результаты плачевные. Реформа топчется на месте, перевооружение фактически не идет. Солдат калечат, ракеты не взлетают, самолеты и вертолеты падают. Продолжать валить всю вину за развал армии на Ельцина и олигархов 90-х – уже "не катит". У Иванова было шесть лет – огромный срок! – чтобы исправить ситуацию. "Не справился с армией – не справится и с Россией", – таким, можно предвидеть, будет приговор избирателей. Беда Иванова в том, что у него вообще нет успехов, даже полууспехов, одни провалы.

Медведев с его унылыми нацпроектами предпочтительнее лишь тем, что при его габаритах он бы естественнее, чем Иванов, смотрелся на неудобном президентском стульчике за неудобным президентским столиком.

Но, чтобы Иванов, или Медведев, или некий преемник "икс" все же уселся за этот желанный столик, силовым структурам придется здорово попотеть. Велик риск провала операции "Преемник-2". Поэтому можно ожидать, что в предвыборный период из ниоткуда возникнет террористическая угроза, которая потребует активных "контртеррористических мероприятий". Террористов, понятно, не найдут, но оппозицию будут прессовать.

Но возможно, Кремль "сыграет" не Ивановым-Медведевым, а Путиным, то есть Путин "сыграет" самим собой и пойдет на третий срок.
Я мало верю в то, что Путин якобы не хочет идти на третий срок. Что его, мол, интересуют только "бабки" и личное благополучие. Он же видит, что происходит в мире: потеря власти нередко влечет за собой потерю и денег, и свободы, а порой и жизни. А уж в России деньги без власти – вообще ничто, никого они еще не защитили.

У Путина, в отличие от четы преемников, есть некоторый запас прочности – не те 70 процентов, которые ему приписывают казенные рейтинги и которые тиражируют продажные российские и легковерные западные журналисты, но 25-30 процентов электоральной поддержки у него есть. Тут ситуация – "и хочется, и колется". Все-таки третий срок – это необратимые потери репутации: столько раз уже обещал, что третьего срока не будет. С другой стороны, обещать – не значит жениться. Для публичного политика быть пойманным на слове – это плохо, а для сотрудника спецслужб... что ж, работа такая. Обычная дезинформация противника, только и всего.

Если Путин идет на третий срок, то он развязывает руки оппозиции. Над его легитимностью – правом на власть – нависает большой жирный знак вопроса. Температура конфликта резко возрастает. Дело уже не только в том, хороший или плохой президент Владимир Путин, а в том, по какому праву он вообще находится в Кремле. Человек взял, да и переписал (руками послушных депутатов) Конституцию в своих личных интересах! Почему мы, граждане, должны признавать его, подчиняться ему?

Тиран – это не просто жестокий правитель, но тот, кто управляет незаконно. Не имея права на власть.

Само слово "легитимность" прижилось в русском языке недавно, но стоящий за ним смысл в России хорошо известен. Когда Пугачев объявил себя царем, казаки требовали у него предъявления признаков принадлежности к династии, то есть все той же легитимности, законности претензий на власть. (В духе того времени, их удовлетворило его родимое пятно на левом виске, имевшее форму царского орла).

Легитимность никуда не исчезает, как не исчезают иерархия и власть. Ее сумма остается постоянной. Сколько легитимности убудет у Путина, столько прибавится у того, кто заявит себя его соперником. Верю, что это будет кандидат от "Другой России".

Власть чувствует свою шаткость. Власть боится "Другой России". Уже не делается секрета из того, что все "антиэкстремистское" (читай: антинародное) законотворчество Госдумы имеет своей главной мишенью "Другую Россию" и ее лидеров. Последние шизофренические поправки в закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" были внесены для того, чтобы, цитирую депутата-единоросса Игоря Баринова, "лимитировать деятельность Лимоновых, Касьяновых, Каспаровых".

Вспомним и восемь с половиной тысяч сотрудников МВД против пяти тысяч участников "Марша несогласных". Сколько ж милиции они выведут, если "несогласных" соберется вдвое, вчетверо больше? Да и милиция-то ненадежна... Кремль всерьез опасается, это факт. Надо оправдать его опасения.

Больше энергии, больше оптимизма. Всех по подъездам не перестреляют.

Владимир Абель

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter