Депутаты Волгоградской областной думы решили выделить деньги на горячие обеды для школьников из малообеспеченных семей, сообщает корреспондент Каспаров.Ru. Решено было выделить из бюджета аж по 5 рублей на голодного брата.

22 марта депутаты Облдумы посвятили совместное заседание комитета по бюджету и комитета по делам детства вопросу питания в школе детей из малообеспеченных семей. С 1 сентября 2006 года дотацию на школьные обеды в общеобразовательных школах для малоимущих повысили с трех до пяти рублей. Это означает, что школьник, купивший себе на перемене обед за родительские деньги, теперь может дополнить сладким пирожком. Именно на него и хватает государственной дотации.

В Архангельске прошел митинг против повышения тарифов на проезд в городском транспорте. На главную площадь города вышли около 150 человек, большинство из которых – пенсионеры. Их в первую очередь касается происходящее повышение цен. Об этом сообщила служба новостей "Петербург — 5-й канал".

С 15 апреля в Архангельске стоимость проезда в пассажирском транспорте вырастет до 9-10 рублей. В областном Департаменте по тарифам такое решение называют компромиссом. Частные компании, на их долю приходится 90 процентов перевозок в Архангельске, требовали увеличить плату в полтора раза.

Организатором митинга являлось общественное движение "Мое жилье". Участники митинга приняли резолюцию, в которой изложили свои требования. Документ направили губернатору, мэру Архангельска и областному прокурору.

В пятницу первый замруководителя Минтранса Московской области Александр Митусов, выступая перед журналистами, заявил, что Каширка может стать платной трассой. "В настоящее время рассматривается проект, согласно которому Каширское шоссе планируется сделать платным. Но платная дорога может появиться только, если есть дублер", - заявил Митусов.

Как рассказали "Газете.Ru" в Минтрансе Московской области, речь идет о так называемой новой "Каширке". "Сейчас старое и новое Каширское шоссе на многих участках переплетаются. Мы планируем на их основе сделать две отдельные трассы, и платным должен стать стокилометровый участок новой "Каширки" от МКАД", - рассказал замначальника управления взаимодействия по развитию федеральных транспортных систем Минтранса Московской области Анатолий Самошин. Это означает, что чиновники планируют брать с автомобилистов деньги за проезд по участку недавно построенной федеральной трассы "Дон". Эта автомагистраль построена в обход крупных населенных пунктов и считается одной из лучших в Подмосковье. А объезжать платную трассу предлагается по старой "Каширке", которую дорожники обещают починить.

По словам Самошина трасса "Дон" может стать платной уже через 2 - 3 года.

Когда-то пропагандисты с радиостанции "Голос Америки" сравнивали — сколько надо проработать американскому рабочему, чтобы купить килограмм сливочного масла или костюм, и сколько — советскому. Многие из нас вспоминают прежние “копеечные” цены и сравнивают их с “заоблачными” нынешними. Или, наоборот, благодарный классный руководитель радуется нынешним 1000 руб. в мес. за эту работу против 10 руб. лет тридцать назад. Но как соотнести нынешнюю тысячу с советской десяткой или цены в СССР с таковыми в новой России? Только при помощи старого способа использованного "Голосом Америки".

По данным ежегодника "Народное хозяйство СССР в 1989 году", средняя пенсия в Советском Союзе составляла 74 руб. в месяц. Маловато. У колхозников она была еще меньше, но максимальная для обычных пенсионеров равнялась 130 руб. Поэтому повысим базовую ставку хотя бы до 80 руб. До апрельского повышения 2006 г. с учетом компенсационных выплат средняя пенсия в России составляла около 2800 руб. Номинальная разница — 35 раз. Начинающий учитель получал в конце восьмидесятых рублей 100 чистыми в месяц. Сейчас — 2500. Инженер на заводе — 130–150 руб. тогда и 7000–8000 — сейчас. Машинист среднего экскаватора — 200–250 тогда и 10000–11000 теперь. Диапазон разницы — от 25 до 44 раз. Средняя величина — 35 раз. Билет на самолет в Москву в конце восьмидесятых стоил 30 руб. В пересчете на современные деньги по нашему коэффициенту — 1050 руб. Сейчас — от 5398 (экономкласс). Плацкарт на пассажирском 183-м обходился в 18 руб., или 630 руб. в теперешнем исчислении. В конце марта 2006 г. он стоил на 383-м 800 руб. (летом, естественно, будет дороже). 3 коп. за проезд в трамвае соответствуют сейчас 1 руб. 5 коп. Стоимость проезда в маршрутках была дифференцированной — от 10 до 20 коп. — то есть от 3.50 до 7 руб.

8 руб. за сутки в одноместном номере в советской гостинице — это в сравнимых ценах 280 руб.; 50–60 коп. за комплексный обед в заводской столовой означают сейчас 17.50 — 21 руб. Правда, ассортимент тогда часто ограничивался борщом на костном бульоне, рагу из утки или жареным хеком.

Мы сравниваем цены в астраханском преломлении. В московском результаты выглядели бы иначе. Весной 1989 г. в Астрахани впервые после пятилетия относительно свободной продажи по “коопторговской” цене (4 руб. за кг) возник острейший дефицит мяса. На Больших исадах очередь надо было занимать с вечера, часов в 10 до полуночи, и в 5 после нее происходил пересчет, а в 7 утра в мясных рядах образовывалась заполняющая все возможные пустоты толпа, производящая шум, крик и даже драки. Продукт доставался далеко не всем. Наиболее активные рыскали в поисках него по окрестным селам. В московских гастрономах в это время после частых “перебоев” первой половины восьмидесятых говядина продавалась совершенно свободно. По “госцене” в 2 руб. за кг. Что это была за власть, что отнимала мясо там, где его остро не хватало даже по цене 6 руб. и везла за полторы тысячи километров для свободной продажи по 2 руб. — отдельный вопрос. Ну а 4 руб. за 1 кг говядины безо всякого выбора, с гораздо большим, чем сейчас, количеством костей, потому лучшие куски уплывали “по блату” — это по-теперешнему 140 руб. Сейчас 1 килограмм говядины на ярмарке и астраханских рынках стоит 85- 100 руб.

Килограмм вареной “Отдельной” колбасы стоил в коопторге — 6 руб., и в конце восьмидесятых — это уже тоже с пересчетами и перепалками беременных женщин и ветеранов войны. Сейчас вареная колбаса такого качества (1 сорт) стоит где-то 90 руб. за 1 кг., полукопченая (обычно “Полтавская”) стоила 10 руб. за 1 кг, или 350 руб. в сравнимых ценах. Сейчас такая тянет где-то на 140–150 руб. Сыр в Астрахани прочно исчез с прилавков в 1974 г. По коммерческой цене 6.40 за 1 кг (224 руб.) он появлялся пару раз в восьмидесятых. Яйца были страшным дефицитом в шестидесятые — начале семидесятых, и их цена на рынках доходила до 2.20 за десяток (77 наших рублей, а при учете зарплат и пенсий того времени и все 100!). После строительства местных птицефабрик они появились в свободной продаже по 90 коп. за десяток (грязные и часто тухлые), 1.05 и 1.30 (“Диетические”). В нынешних ценах — это 31.50, 36.05 и 45.50. Сейчас самые дорогие яйца в Астрахани стоят 25 руб. Летом они традиционно дешевеют.

Сливочное масло в Астрахани, в отличие от многих других провинциальных местностей, продавалось относительно свободно (с перебоями) до конца восьмидесятых и по “госцене”. “Крестьянское” стоило 3.40 за 1 кг, “высший сорт” (перефасованное в отечественные 20-килограммовые коробки западноевропейское) — 3.50. То есть 119 и 122.50 по-нашему. Литр разливного молока стоил 28 коп. Но за ним надо было вставать в пять утра. Бутылочное и пакетированное молоко стоило 30 коп. за литр, частное на рынке — 50 коп. По-нынешнему — 9.80, 10.50 и 17.50. Сейчас литровый пакет молока производства одного из пригородных заводов стоит в астраханских магазинах 16–17 руб. В пластиковых бутылках у частников — дешевле.

Картофель в советские годы в астраханских овощных магазинах стоил 16 коп. (5.60) за 1 кг. Но до двух третей его уходило в отходы. Картофель у частников на рынке в конце зимы и ранней весной стоил 80 коп. — 1 рубль за 1 кг (28 — 35 руб.). Мелочь отдавали и по 50 коп. В конце прошедшего марта хороший харабалинский картофель стоил на Больших исадах 17–18 руб. за 1 кг. На ярмарке — 15 руб. харабалинский и 12 — тамбовский. Стоимость свежей капусты зимами восьмидесятых доходила до 1.50 — 2.00 за 1 кг (52.50 — 70 руб.). На рынках ее часто продавали по полвилка.

Свежие огурцы зимой в эпоху застоя стоили на рынках Астрахани 10 руб. (350!) за 1 кг, помидоры — 25 (770!!). В семидесятых в некоторых городах страны парниковые огурцы стали выращивать в промышленных масштабах и продавать начиная с марта-апреля по 2.30 за 1 кг (80.50). В Астрахани это началось в восьмидесятых и цена была “коопторговской”. Первый сбор стоил 6.30 за 1 кг (220.50). Затем цена падала до 4 руб. Стояли очереди, некоторые брали всего по одному огурцу. Прошедшей зимой огурцы в Астрахани стоили 55–60 руб. В конце марта на Больших исадах их можно было купить по 35–45 руб. В советское время цены на этот овощ снижались летом до 50 коп. — 1.20 за 1 кг (17.50 — 42 руб.), сейчас — до 5–7 руб. Госцена апельсинов составляла 2 руб. (70) за кг. Пару раз в Астрахани выбрасывали бананы по той же госцене. В ноябре-декабре можно было купить польские и венгерские яблоки по 1.20 — 1.70 за кг (42 — 59.50). В марте — только дагестанские на рынке — 4 — 6 руб. (140 — 210). Сейчас вполне приличные яблоки на Больших садах можно купить по 25 руб.

Мужской костюм московского или венгерского производства стоил в астраханских магазинах 90 — 120 руб. (3150 — 4000), пара женских итальянских туфель (иногда они продавались свободно) — 62 руб. (2170). Модельные женские туфли Астраханской обувной фабрики стоили 42 руб. Мужская сорочка советского производства — около 7 руб. (245).

Цветные телевизоры советского производства с диагональю экрана 51 см продавали по 650 (22750) руб. Небольшие двухкамерные холодильники — по 550 (19250), но их “давали” только ветеранам, остальным для приобретения такого чуда полагалось положить сверху рублей 150–200 (4250 — 7000) “кому надо”. Мебельные “стенки” астраханского производства стоили 900–1100 руб. (31350 — 38500). Жигули “девятка” — госцена около 10000 (350000), на черном рынке — примерно 18000 (630000!). 1 Квтч электроэнергии стоил 4 коп. (1,4 руб.). Но это единственная “услуга”, которая сейчас в Астрахани чуть дешевле. Все остальное — много дороже. В конце восьмидесятых проживание в стандартной трехкомнатной квартире в пятиэтажной “панельке” полезной площадью 48 кв. м вместе с оплатой электричества, газа, воды и отопления обходилось всего в 22–24 руб. в мес. (770 — 840). Сейчас об этом можно только мечтать.

Но у многих астраханцев номинальные доходы с конца восьмидесятых выросли гораздо меньше, чем в 35 раз. Особенно, если раньше они работали, а сейчас на пенсии. Такого количества откровенно нищих людей, как сейчас, тогда не наблюдалось. Не забудем и то, что в селе работодатели часто платят своим работникам по 1500–2000 руб. в мес., или от 42.80 — 57.10 в советском исчислении, причем без “соцпакета”, а зимой работы может и вовсе не быть. Немало безработных и в Астрахани. А копеечная оплата пребывания детей в детсадах и пионерлагерях, а бесплатные и или почти бесплатные профсоюзные путевки в санаторий? И даже двухнедельное путешествие на турпоезде по Прибалтике и Украине профсоюз оплачивал примерно на 70 процентов, оставляя на долю самого путешествующего 110 рублей или 3850 рублей по-нашему. И это с полным пансионом, всеми экскурсиями и т.п. К тому же к явно превышающей возможности многих граждан стоимости коммунальных услуг надо прибавить непомерную цену за наем жилья у частных владельцев (от 4 тыс. руб. в мес. за стандартную однокомнатную квартиру до 10 тыс. за трехкомнатную). То есть судить о соотношении стоимости жизни тогда и сейчас каждый должен исходя из величины собственных доходов и структуры расходов. Мы же в следующий раз можем поговорить о сути советского и нынешнего денежного обращения и о том, например, насколько тогдашний и теперешний рубли соответствуют марксову определению денег как “всеобщего эквивалента”. ("Волга")

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter