Заметим, что прирост ВВП по итогам 10 месяцев текущего года составил 6,8% против 5,9% за аналогичный период 2005г. Ускорение роста ВВП поддерживалось высокими темпами роста внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного, на фоне более активного увеличения реальных располагаемых доходов населения - 11,5% за 10 месяцев 2006г. против 9,1% за 10 месяцев 2005г.
A. Клепач сообщил также о том, что МЭРТ скорректировало прогноз по цене на нефть в 2008-2009гг. В уточненном прогнозе социально-экономического развития цена на нефть в 2007г. составит 61 долл./барр., в 2008г. - 56 долл./барр. по сравнению с ранее планировавшейся ценой в 54 долл./барр. В 2009г. в соответствии с уточненным прогнозом цена на нефть будет на уровне 52 долл./барр. по сравнению с 48 долл./барр., прогнозировавшимися ранее. Кроме того, МЭРТ сделал прогноз на 2010г., в соответствии с которым цена на нефть будет на уровне 50 долл./барр.
Как отметил А. Клепач, "такая динамика цены возможна, но я считаю более реалистичными более низкие цены". При этом он напомнил о существующей гипотезе о дальнейшем росте цен на нефть. В связи с этим, по его словам, в марте-апреле 2007г. будет проведено еще одно уточнение социально-экономического прогноза на 2007-2009гг., в котором будут представлены несколько сценариев развития, в том числе и с учетом более низкой динамики цен на нефть. 27.12.2006
"Новые известия". Госдума приняла в первом чтении трехлетний бюджет.
В минувшую пятницу депутаты занимались доходами и расходами страны не на один год вперед, как это было принято ранее, а сразу на период с 2008 по 2010 год. Правительство и правящие партии преподносят проект долгосрочного финансового документа как принципиально новый и направленный на развитие. У независимых экспертов самых разных политических взглядов есть в этом серьезные сомнения.
Основные параметры бюджета таковы: на 2008 год доходы запланированы в размере 6,64 трлн. руб., расходы - 6,57 трлн. В 2009-2010 годах эти показатели практически совпадут, составив сначала по 7,4 трлн., а затем 8 трлн. руб. Произойдет это за счет бюджетного профицита, который в 2008 году составит 0,2% ВВП, еще через год - 0,04%, а в конце концов будет нулевым. Трехлетний финплан уже называют "бюджетом развития", противопоставляя его предыдущим бюджетам, которые характеризовались словосочетанием "достижение макроэкономической стабильности". В самом деле, теперь должны расти в том числе и непроцентные расходы - на национальную экономику они увеличатся на 44%, на социальную политику - на 32%, на культуру, кинематографию и СМИ - на 22%.
Отчасти некоторый поворот правительственного курса признают даже его традиционные критики. "Правительство, наконец, приступило к активной промышленной политике, - отмечает руководитель Национального института развития Сергей Глазьев, - кардинально увеличивается масштаб финансирования значимых целевых программ, сделаны первые шаги по улучшению демографической ситуации и усиливается поддержка инноваций". Впрочем, эксперт видит в бюджете и "рудименты прежней политики в виде концентрации в стабфонде нефтедолларов. Для выхода на среднемировой уровень финансирования социальной сферы нам как раз не хватает 3,5% ВВП, которые правительство замораживает в резервном фонде".
Россия, Греция и Болгария сделали вчера очередной шаг к реализации проекта строительства нового крупного нефтепровода в Европе - трубы Бургас-Александруполис, по которой планируется прокачивать сырье, добытое прежде всего на Каспии. В Афинах министры энергетики трех стран (на снимке) подписали соглашение о сотрудничестве при осуществлении проекта. Подписание прошло под взорами глав государств -- президента России Владимира Путина и премьеров Греции и Болгарии Константиноса Караманлиса и Сергея Станишева.
Удовлетворение трех лидеров от исторического события смешивалось с плохо скрываемой досадой от того, как долго тянется обсуждение проекта. Ведь первые переговоры о строительстве нефтепровода между болгарским черноморским портом Бургас и греческим городом Александруполис на побережье Эгейского моря прошли аж 13 лет назад -- в 1994 году. Протяженность нефтепровода должна составить примерно 285 км, проектная мощность -- 35 млн тонн нефти в год с возможностью увеличения до 50 млн тонн в год. Спустя более чем десять лет, в апреле 2005 года, правительства трех стран подписали меморандум о сотрудничестве по проекту. Но только в последние месяцы темпы переговоров ускорились, после того как в сентябре прошлого года на саммите глав трех государств в Афинах была принята декларация о сотрудничестве в энергетике.
Тогда же России удалось окончательно убедить страны-партнеры передать ей контроль в этом проекте -- 51% (эта доля поделена на паритетных началах между "Транснефтью", "Роснефтью" и "Газпром нефтью"), а Болгария и Греция при этом поделят поровну оставшиеся 49%. Кстати, эти страны имеют право продать часть своих долей нефтяным компаниям под гарантии прокачки нефти по этому трубопроводу.
Правительство подписало постановление, устанавливающее формулу цены в долгосрочных контрактах на поставку газа. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источники в ряде государственных ведомств.
Согласно новому постановлению, новые партнеры России должны будут платить за газ больше, чем старые. Повышающие коэффициенты будут сохранены, несмотря на то что против них выступало Минэкономразвития. Федеральная служба по тарифам и "Газпром" настаивали на сохранении коэффициентов. В 2006 году они составляют 60 процентов, а в 2007 году снизятся до 50 процентов.
В постановлении также прописана формула цены на газ, которая будет использоваться после 2011 года. Она будет рассчитываться таким образом, чтобы поставки внутри страны обеспечивали равную доходность с экспортом. Сейчас продажа газа за рубеж для "Газпрома" гораздо выгоднее внутренних контрактов.
По российским законам, продавать газ за рубеж может только компания-оператор магистральных трубопроводов. Сейчас ей является "Газпром".
Марина Тальская. Совсем недавно Алексей Кудрин представил на утверждение правительства замечательный документ под названием "Методология формирования нефтегазового баланса бюджета России". "Снижение зависимости экономики от использования невозобновляемых природных ресурсов требует проведения особой экономической политики", — заявляется в нем. Эта политика, по мнению Минфина, должна заключаться в том, что все доходы от реализации нефти и газа (налог на прибыль, полученную от реализации нефтегазовой продукции, акцизы на бензин, дизтопливо, моторные масла и природный газ, налог на добычу полезных ископаемых по нефти, газу и газовому конденсату, экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты) должны перечисляться в специальный нефтегазовый фонд. В случае возникновения дефицита "ненефтяного" федерального бюджета правительство сможет брать из этого фонда строго ограниченную сумму — не более 3% ВВП. В случае если этого не хватит для погашения дефицита федерального бюджета, правительству придется прибегать к внешним и внутренним займам.
Минфин обещает, что в случае внедрения этой методологии в жизнь нас ждет счастье, которое команда Алексея Кудрина представляет себе очень конкретно: "Расчеты показывают, что в соответствии с базовым вариантом цен на нефть Агентства энергетической информации США объем нефтегазового фонда в 2015 году прогнозируется в размере 48,5% ВВП, а в 2020 году превысит 70% ВВП". У нормального человека сразу возникает вопрос, который в вежливой форме звучит так: а зачем, собственно, это нужно? А затем, гордо рапортует Минфин, что при размещении средств нефтегазового фонда в среднем под 4% годовых инвестиционный доход к 2015 году достигнет уже почти 60% от фиксированного трансферта в размере 3% ВВП, а к 2020 году — около 90%. Другими словами, берем все наши нефтяные доходы, вкладываем их в облигации США и других развитых стран и за счет полученных процентов гасим дефицит собственного госбюджета. Старательно делая при этом вид, что ни нефти, ни газа в России отродясь не водилось.
Понятно, какую пользу принесет реализация замыслов Алексея Кудрина Соединенным Штатам и другим странам, в бумаги которых будут вкладываться средства нефтегазового фонда: такие гигантские инвестиции позволят им без особого напряжения увеличивать свое конкурентное превосходство и над Россией, и над другими странами.
Госдума приняла в третьем и окончательном чтении закон, освобождающий от налогообложения дивиденды, полученные российскими организациями в результате стратегического участия в капитале других организаций, сообщает РИА Новости.
В соответствии с принятыми поправками, право на применение нулевой ставки налога на прибыль получат организации при выполнении некоторых условий. В частности, на день принятия решения о выплате дивидендов компания должна в течение года владеть как минимум половиной уставного капитала организации, выплачивающей дивиденды. То же самое правило действует в случае владения депозитарными расписками на право получения не менее половины дивидендов. Размер дивидендов должен составлять не менее 500 миллионов рублей.
Многие российские и иностранные инвесторы предпочитают осуществлять инвестиции в Россию через организации, зарегистрированные на территории иностранных государств, где действует льготный режим налогообложения дивидендов. Россия не только не получает доходов от налогообложения дивидендов таких организаций, но и теряет возможность регулировать их деятельность в соответствии с российским законодательством, говорится в пояснительной записке к документу.
До принятия поправок доходы, получаемые российскими предприятиями в виде дивидендов от российских организаций, облагались девятипроцентным налогом на прибыль, а полученные от иностранных организаций - пятнадцатипроцентным.
АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС". Россия готова вступить в Азиатский банк развития в качестве регионального донора. Как сообщает ИТАР-ТАСС, об этом заявил сегодня на министерской встрече "Диалога по сотрудничеству в Азии" министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
"Мы выступаем за налаживание финансового сотрудничества в рамках Диалога, - сказал министр. - Хотели бы принять участие в давно планируемой встрече руководителей центральных банков и финансовых ведомств". К сожалению, заметил он, "мероприятие по этой теме было отложено в связи с трудностями".
Россия, по его словам, ведет переговоры о вступлении в Азиатский банк развития в качестве регионального донора. Российская сторона "рассчитывает на поддержку участников Диалога - членов банка".