Бывают катастрофы, выходящие за рамки локальных трагедий, катастрофы, которые символизируют целую эпоху. Аварии на шахтах в современной России, несомненно, относятся к такому типу трагедий. Вот статистика взрывов, забравших жизни людей, только за последние полгода:
  • 25 февраля 2007 года - на шахте им. Дзержинского в городе Прокопьевске Кемеровской области погиб один человек, шесть получили ранения.
  • 1марта 2007 года - авария на шахте в городе Киселевка Кемеровской области, погиб один человек, девять госпитализированы.
  • 19 марта 2007 года - в Кузбасе при взрыве метана на шахте "Ульяновская" погибли сто десять человек.
  • 24 мая 2007 года - взрыв на шахте "Юбилейная"(Кузбас)-унес жизни тридцати девяти шахтеров.

Последняя по времени трагедия произошла 25июня 2007 года в Воркуте на шахте "Комсомольская". По предварительным данным погибли восемь человек.

Факты говорят сами за себя. Очевидно, что перед нами проблема не только сугубо техническая, но и глубоко социальная. В Советском Союзе существовала идеологическая концепция, согласно которой физический труд при социализме принципиально отличается от физического труда в капиталистическом обществе. Подразумевалось, что советский рабочий не просто выполняет какие-то механические действия, а занимается преобразованием самой материи, природы. Символом такого творческого рабочего в СССР был врубающейся в землю шахтер. Конечно, идеал и реальность отличались друг от друга, но отрицать, что Советская власть действительно стремилась привить рабочим определенную систему моральных ценностей и ориентиров невозможно. В сегодняшней России сложилась прямо противоположная ситуация. По сути рабочий снова стал пролетарием, которому нечего терять. Резкое снижение социального статуса физического труда привело к тому, что единственной его мотивацией осталось простое выживание. Не приученные к отстаиванию своих прав российские рабочие быстро превратились в жертв бешенной эксплуатации и беззакония.

Регулярная гибель шахтеров, некогда бывших олицетворением социалистического труда, страшный тому пример.

Читаем заключение, сделанное начальником Ростехнадзора Константином Пуликовским по результатам расследования самой крупной в этом году катастрофы, случившейся на шахте "Ульяновская" (погибли сто десять человек): "Было несанкционированное вмешательство, и оно заключалось в том, что показатели и датчики в серверах были занижены, и ни операторы, ни работники в шахте не могли знать реальное содержание метана. Сам взрыв, по заключению Ростехнадзора, произошел от короткого замыкания на силовом кабеле".

Еще более жестко описывает ситуацию губернатор Кемеровской области Аман Тулеев: "Умышленные действия инженерно-технических работников по блокированию самой надежной английской системы безопасности - это осознанное преступление, и делалось это прежде всего ради увеличения добычи угля". Непосредственную ответственность за аварию Тулеев возложил на собственников компании "Южкузбасуголь", которым принадлежала шахта "Ульяновская". Судя по заявлению пресс-службы Ростехнадзора, взрыв на шахте "Комсомольская" 25июня имеет те же причины, что и катастрофа в "Ульяновской". Собственником шахты "Комсомольская" является компания "Воркутауголь".

Что здесь можно сказать? Ясно, что грубейшие нарушения правил работы в шахтах - это не частные случаи , а постоянная преступная практика. Демонстративно резкие заявления Тулеева далеко не полностью раскрывают истинные масштабы злоупотреблений. Сам кемеровский губернатор типичный пример социального или, как бы сказали марксисты, классового, перерожденца. Бывший шахтер, он изменил людям своей профессии, отдав их судьбы в собственность безжалостных вампиров. Без одобрения Тулеева ни одна угледобывающая компания не могла бы вступить во владение шахтами. Он лично должен был контролировать условия труда своих бывших товарищей по профессии. С другой стороны, возникший по ходу дела конфликт между кемеровским губернатором и Ростехнадзором (Тулеев даже подал в суд) очень напоминает борьбу за дальнейшую прибыль. Слишком уж дискредитировало себя государство не раз использовавшее свои силовые ресурсы для передела собственности.

Вообще, ситуация вокруг шахт представляет собой своеобразную квинтессенцию социальных отношений между властью и народом в современной России. Имея все возможности развивать перспективнейшую отрасль, хозяева шахт увлечены только не знающим границ стяжательством. Более того, они даже борятся с модернизацией, как это видно на примере отключения английской системы безопасности, закончившегося трагедией.

Разве не так ведет себя и само государство, держащее большинство населения в бедности и бесправии, при великолепной экономической конъюнктуре? В связи с авариями в СМИ просочилась информация о том, что реальная зарплата шахтера составляет всего двенадцать тысяч. Это в десятки, если не в сотни раз меньше, чем ежемесячные доходы владельцев угледобывающих компаний. Примерно таково же соотношение доходов простых бюджетников и крупной бюрократии. В России сейчас порочны не отдельные отношения, порочна сама социально-политическая система.

Алексей Лапшин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter