Предстоящий визит Владимира Путина в Индонезию будет не только вполне предсказуемым, но и в какой-то мере необходимым. В первый же день работы авиакосмического салона МАКС-2007 Россия заключила с этой страной контракт на поставку партии истребителей Су-27СКМ и Су-30МК2. Правда, реальная сумма сделки составила 330 миллионов долларов вместо объявленных трехсот пятидесяти. Но это мало что меняет. Цифра действительно внушительная. Да и не в ней самой дело. Далеко не всем известно, что, помимо контракта с Индонезией, наши военные авиастроители заключили на салоне сделки на ремонт и модернизацию техники российского производства с Индией, Казахстаном и Польшей. Общая сумма этих сделок составила 70 миллионов долларов. Таким образом, всего в актив МАКСа оборонщики записали 400 миллионов долларов, из которых на Индонезию приходится без малого 82,5 процента. Элементарный долг государственной вежливости требовал посетить страны, на которую в ближайшие годы предстоит работать чуть ли не всему отечественному авиапрому.

Кстати, тут есть еще один важный момент. Накануне закрытия МАКСа многие авторитетные специалисты в области авиастроения называли в числе явных недостатков салона то, что совершаемые здесь сделки не вызывают заметного интереса у первых лиц государства. Успех аналогичных салонов в Англии и во Франции во многом объясняется тем, что в дни подписания крупных соглашений на торжественных церемониях по этому случаю неизменно присутствуют лидеры стран или главы правительств. Владимир Путин словно услышал эти слова и согласился с подобной логикой. Результатом стало решение посетить Индонезию.

Тем более что Индонезия давно привлекает внимание российского руководства. Аналитики отмечают, что, если в начале своего правления Путин явно ориентировался на Запад, то "под занавес" в нем пробудился интерес к Юго-Восточной Азии. Возможности для сотрудничества России со странами региона действительно широки. Но не следует, подобно некоторым оптимистам, переоценивать наши реальные достижения в этом направлении. Возьмем ту же область военно-технического партнерства. Очень часто у нас говорят о том, что истребители российского производства состоят на вооружении Индии, Китая, Малайзии и той же Индонезии. Дескать, через несколько лет суммарный авиапарк этих стран будет насчитывать более пятисот российских крылатых машин.

Это соответствует действительности. Правда, при этом не мешало бы уточнять, что даже эти пять сотен будут составлять лишь малую часть в общей численности воздушных армий стран региона. Причем, даже за эту "малую часть" еще придется побороться. Индия, например, объявила недавно тендер на приобретение 126 истребителей. Наши военные уверяют, что участвующий в тендере отечественный МиГ-35 (экспортный вариант самолета МиГ-29ОПТ) превосходит конкурентов по всем показателям. Но, похоже, сами индийцы так не думают. Они внимательно присматриваются к американскому F-18, европейскому Euroflighter, шведскому Saab и французскому Dassault. Нет особой надежды, что они проявят какую-то политкорректность или вспомнят о временах особенной близости между нашими странами. Скорее всего, индийские военные сделают все необходимые расчеты и выберут оптимальный для себя по цене и качеству вариант.

Примерно то же самое можно сказать и в отношении других стран региона. В этом году 31 августа на воздушном параде, посвященном пятидесятилетию Малайзии, в небе над столицей страны впервые пронеслись два Су-30МКМ с эмблемами национальных военно-воздушных сил. За ними летели пять МиГ-29. Однако "костяк" парада составили идущие следом самолеты F-18. С-130 "Геркулес", штурмовые вертолеты и другая техника, произведенная в странах НАТО и США.

Рынок стран Юго-Восточной Азии действительно открыт для сотрудничества с Россией. Однако заявлять, будто он уже освоен отечественным бизнесом было бы преждевременным. Для этого предстоит еще немало потрудиться, в том числе, и главам государств, как нынешним, так и будущим.

Впрочем, как считают эксперты, есть и другие важные причины для визита российского президента в Индонезию. Как сообщил на днях глава Роскосмоса Анатолий Перминов, в настоящее время завершается детальная проработка совместного российско-индонезийского проекта "Воздушный старт". По замыслу авторов, этот проект должен ознаменовать собой подлинный прорыв в научных исследованиях. Особенность его заключается в том, что комические корабли будут отправляться к звездам не с наземных или водных стартовых площадок, а с борта самолета-гиганта Ан-124 "Руслан", летящего на высоте в десять километров. Это сулит огромную экономию топлива и ряд других неоспоримых преимуществ.

Необходимо отметить одну существенную деталь. Едва ли не впервые финансирование принципиально важного и даже в чем-то этапного проекта должна полностью осуществить индонезийская сторона. Россия в этом случае будет участвовать в проекте своим научно-техническим потенциалом и осуществит бросок к звездам как бы "в рассрочку".

Согласитесь, это в значительной степени меняет картину взаимоотношений между нашими странами. Россия должна будет выступить уже не в роли "благодетеля", милостиво выделяющего кредиты на нужды "развивающейся страны". Напротив, сама "развивающаяся страна", как равноправный партнер, протянет руку помощи космической державе, чтобы вместе реализовать дерзкую и фантастическую идею. Ничего в этом особенного и, тем более, постыдного нет. Напротив, надо было проявить мужество и мудрость, чтобы понять правильность подобного шага. Теперь мудрость потребуется уже от руководителей страны, чтобы закрепить и официально оформить достигнутые договоренности.

О результатах говорить пока рано. Тот же Анатолий Перминов очень осторожно говорит, что "Воздушный старт" обязательно должен быть включен в Космическую программу Российской Федерации в качестве приоритетного проекта на ближайшие годы. Но только после согласия Индонезии на финансирование работ в полном объеме. В переводе с дипломатического языка это означает, что окончательные договоренности в этой области еще не достигнуты. Грубо говоря, чтобы Индонезия решилась дать России денег "на космос", ее надо еще уговорить.

Не исключено, что российский руководитель решил напоследок заняться этим вопросом лично и поддержать эту грандиозную идею своим авторитетом. Возможно, он полагает, что в этом случае его имя после ухода с высокого поста будет связано, в том числе, с достижениями в космической сфере и успехами в освоении новых для России рынков сбыта.

Теоретически это не исключено. Если догадка верна, то можно предположить, что Владимир Владимирович следует заветам своего кумира Максима Максимовича. Легендарный киношный разведчик в образе Штирлица всегда старался сделать так, чтобы окружающие запомнили его последнее слово или действие.

Правда, и у Штирлица, как мы помним, это не всегда получалось.

Георгий Глазунов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter