Кажется, сложилась редкая ситуация, когда большинство аналитиков и экспертов выражают практически одно мнение. Это мнение сложилось не в пользу нового президента страны. Сегодня в прессе преобладают публикации, авторы которых утверждают, что центр власти в России однозначно переместился из Кремля в Белый дом.
Обычно в качестве доказательства этого тезиса приводится список влиятельных чиновников, прежде всего силовиков, которые ушли вслед за Владимиром Путиным в правительственные структуры. Эти имена хорошо известны и перечисление их не займет много времени. Бывший замглавы администрации президента Игорь Сечин стал вице-премьером в новом правительстве. Экс-помощник главы государства по кадровым вопросам Виктор Иванов возглавил Госнаркоконтроль. Руководитель Департамента экономической безопасности ФСБ Александр Бортников занял место своего шефа Николая Патрушева, брошенного "на укрепление" в Совет безопасности. На своих местах остались Анатолий Сердюков, Рашид Нургалиев, Сергей Шойгу и, между прочим, Михаил Фрадков (который, правда, формально не входит в число членов правительства).
С определенной долей условности к этому списку можно добавить ветерана питерских чекистов Евгения Мурова, который пока продолжает возглавлять Федеральную службу охраны. Некоторые комментаторы полагают, что, таким образом, Белый дом сможет некоторое время держать Кремль "под своим присмотром".
На этом список, собственно говоря, заканчивается. Но, тем не менее, именно на его основании сейчас делается далеко идущий вывод, будто в непосредственном подчинении у Дмитрия Медведева не осталось влиятельных и преданных чиновников силового блока. Кроме, разве что, нового министра юстиции Александра Коновалова. Следовательно, дескать, у молодого президента отсутствуют реальные рычаги влияния на положение в стране.
Внешне это выглядит действительно так. Но я позволю себе не согласиться с этим мнением и выскажу предположение, что именно сегодня перед Дмитрием Медведевым открываются самые широкие перспективы в части осуществления своих честолюбивых замыслов. Если, конечно, таковые у него имеются.
Мы не будем перечислять те статьи действующей Конституции (которую, кстати, пока никто не отменял), где четко и недвусмысленно обозначены полномочия президента России. Напомним только, что президент у нас по-прежнему является верховным главнокомандующим. Даже, если каким-то чудом правительству удалось бы установить полный контроль над всеми прочими силовыми ведомствами, армия неизменно останется в сфере влияния лично президента. Показательно, что этот факт никто пока не собирается оспаривать.
Точно также показательно и то, что в ходе одного из самых первых публичных внутренних визитов Дмитрий Медведев посетил воинскую часть. В этой связи военные обозреватели тут же заговорили о том, что у военных появился реальный шанс изменить свое положение и статус в обществе.
Здесь нужно сразу сделать важное уточнение. В течение длительного времени федеральная пресса уверяла россиян, что статус военных значительно повысился именно в последние годы, в связи с чем не приходится даже сомневаться в безусловной преданности военных существующим порядкам.
Повторюсь, что внешне все, возможно, выглядело и так. Иначе, между прочим, и быть не могло, поскольку основанная на принципе единоначалия армия должна подчиняться только одному верховному главнокомандующему. Двоевластие тут неприемлемо. Но и армия состоит из живых людей, которым может не нравиться происходящее вокруг. В нашем случае, как об этом свидетельствую многочисленные источники в армейской среде, глухое недовольство офицерского корпуса сегодня вызывает в принципе политика российского руководства по отношению к армии.
Наверное, далеко не во всем с недовольными офицерами можно согласиться. Они, безусловно, правы, когда считают, будто в современной российской армии царствуют показуха и компанейщина. Военные лучше других знают истинную цену утверждений о "высокой боеспособности" наших вооруженных сил. Никто, кроме них, не расскажет об устаревшей на много десятилетий военной технике, стоящей на вооружении армии, и о том, что показанные на параде образцы были разработаны еще в советское время, да и сегодня существуют в единичных экземплярах. Как совершенно несмешной курьез военные передают из уст в уста рассказ о том, как боевая машина десанта БМД-4 "Бахча-У", один из немногих образцов сравнительно новой техники, взорвалась, едва покинув брусчатку Красной площади.
Офицеры, конечно, правы в том, что такая ситуация недопустима и новое руководство должно сделать все для ее изменения.
Однако, с другой стороны, многие офицеры, к сожалению, выступают и против многих разумных начинаний собственного руководства. Например, в кадровой среде категорически неприемлемы намерения Анатолия Сердюкова заменить офицеров на некоторых должностях гражданским персоналом. Эта мера, естественная для большинства армий западных стран, видимо, еще не скоро найдет понимание в России.
С подобной позицией значительной части российского офицерства можно не соглашаться. Но тем не менее она является очевидным фактом. Этот факт может иметь серьезное значение при выстраивании отношений высшего офицерства с новым президентом. Не исключено, что многие из них захотят "пожаловаться" новому шефу на произвол прежнего начальства. Причем реакцию Дмитрия Медведева на подобные обращения предугадать пока сложно.
Пока остается терра инкогнита и место "ссылки" Николая Патрушева — Совет безопасности. Сейчас эта структура превратилась в откровенный "отстойник". Сегодня уже мало кто вспомнит, что Советом в свое время руководили Юрий Скоков, Евгений Шапошников, Олег Лобов. Не запомнились в качестве руководителей этой структуры Иван Рыбкин, Андрей Кокошин, Николай Бодюжа, Сергей Иванов. Канули в политическую Лету Владимир Рушайло и Игорь Иванов. Наконец, только специалисты вспомнят предшественника Николая Патрушева — Валентина Соболева.
Между тем под руководством покойного Александра Лебедя Совет превратился в серьезную политическую структуру, влияющую на принятие важнейших государственных решений. Нельзя исключить того, что президент захочет вернуть Совету былое значение. В этом ему может помочь даже сам Николай Патрушев, которого многие военные аналитики справедливо считают "обиженным".
Добавим к этому, что до сих пор не до конца ясна судьба отставленного экс-главы Росвооружения Сергея Чемезова, генерального прокурора Юрия Чайки и Павла Крашенинникова, опытного юриста с либерально-демократическим имиджем. Их тоже можно опять-таки с определенной долей условности занести в список резерва нового президента.
Все сказанное показывает, что, несмотря на прогнозы скептиков, у Дмитрия Медведева есть достаточное пространство для маневра и все возможности для законного распределения полномочий в свою пользу. Верховный вполне может сделать разумную ставку на какую-нибудь из перечисленных выше сил.
Вот только сумеет ли он воспользоваться имеющимися возможностями? Пока на этот вопрос не ответит, наверное, никто.
В том числе и сам президент.
Вы можете оставить свои комментарии здесь