Ясно, что сегодня все будут вспоминать то, что произошло в Петрограде в 1917 году. Кто-то отправится с флагами на Красную площадь, чтобы произносить радостные речи о великом событии. Кто-то будет вспоминать миллионы людей, уничтоженных той властью, которая утвердилась в этот день.

А я поняла, что мне совершенно не хочется писать про этот страшный день, перевернувший историю нашей страны, как и всего мира, о победе фанатиков, готовых ради своих безумных идей пожертвовать всем чем угодно. Я не хочу писать про омерзительных мне большевиков и не хочу писать про выборы в Америке, которые, как бы они ни кончились, все равно показывают, сколько народу в мире обезумело от злости. Я не хочу спорить с теми, кто считает, что есть религии "мирные" и "немирные" и одни порождают террористов, а другие нет. Хотя об этом я еще как-нибудь напишу.

А сегодня просто рассказ о том, кто 7 ноября 1907 года спас около пяти тысяч человек ценой собственной жизни. Этого человека звали Хесус Гарсиа Корона, ему было двадцать пять лет, и он был просто бедным мексиканцем, вроде тех, от которых президент Трамп собирается отгораживаться стеной. Хесус Гарсия вырос в семье, где было еще семеро детей, и уже в семнадцать лет нашел себе работу. Он устроился в меднодобывающую компанию и занимал там разные должности — был стрелочником, пожарным, машинистом поезда, тормозным кондуктором.

В 1907 году он должен был доставить в маленький городок Накосари, где находились шахты, огромный груз динамита. По ошибке взрывчатку погрузили в первые вагоны — куда долетали искры из трубы паровоза, но сначала этого никто не заметил. Когда один из железнодорожников крикнул Хесусу: "Смотри, дымится!" — уже было поздно. Солома, прикрывавшая динамит, горела. Если бы весь динамит, лежавший в вагонах, взорвался, то, скорее всего, от города не осталось бы и следа.

Хесус Гарсиа приказал всем железнодорожным рабочим выйти из поезда — что они сразу же и сделали. А сам он вскочил в кабину машиниста и дал задний ход. Он хотел отвезти опасный груз от города, а заодно, может быть, надеялся, что ветер по дороге погасит огонь. Но произошло как раз обратное — от ветра солома разгорелась только сильнее.

Хесус Гарсиа успел отогнать свою "Машину 501" на шесть километров от Накосари прежде, чем произошел взрыв. Катастрофа была настолько мощной, что в городе вылетели стекла и даже обрушилось несколько домов. Погибло 13 человек, в том числе и сам Хесус Гарсиа — если ударная волна была настолько сильной, то что было бы, если бы взрыв произошел в самом городе?

Вот, собственно, и вся история. В честь Хесуса Гарсиа названы улицы во многих мексиканских городах, а город Накосари переименовали в Накосари де Гарсиа. Ему поставлен памятник, в его честь даже написаны песни.



Мы не знаем, каким он был человеком, каковы были его политические взгляды — если они у него вообще были, — не знаем, как бы дальше сложилась его жизнь. Но ясно одно — первой — и очень быстрой — реакцией Хесуса Гарсиа было желание спасти людей. Понимал ли он, на какой риск шел? Конечно. Он уже восемь лет работал на меднодобывающую компанию и конечно знал, как легко и сильно взрывается динамит. Вот и все. Закричал, чтобы все вышли из поезда, а сам погнал его от города. Бывают, значит, и такие люди на земле. Значит, не все потеряно.

Тамара Эйдельман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены