Это грустные размышления не об идеях и идеологии прошлой и нынешней России. Об этом - в других публикациях. Но о психологии, всего лишь об одной из черт этой психологии, меня поразившей некогда. Это - отсутствие эмоциональной памяти у населения страны Россия. 

Оговорюсь сразу, я не считаю, что "эмоциональная память" - это что-то непременно позитивное и доброе. Иногда требуются как раз усилия разума, чтобы эту память вывести из давней враждебеной установки или из травматического  капкана. Всё так, но эмоциональная память - это просто естественно для любого народа.

Эмоциональность сама по себе при этом и эмоциональная память - это разные вещи. Эмоциональность вот, оказывается, может быть бурной, а эмоциональной памяти - никакой, как у рыбки. 

Эмоциональная память народа - это очень просто, это когда по пережитым суровым испытаниям помнят, кто был "нашим" врагом и кто другом, с кем воевали и с кем делили пуд соли. 

Вот, в арабской среде в Египте я слышал, например, не раз о симпатиях к России, которая помогла им в войне против Израиля. Мне это неприятно как еврею и просто как человеку, понимающему несправедливость войн Египта с Израилем. Но само по себе со стороны моих собеседников - это их эмоциональная память. 

Со стороны израильтян я не раз слышал об их тяжелой неприязни к Германии. Мне это грустно как гражданину Германии, я пытался каждый раз объяснить тот путь, который прошла Германия с гитлеровских пор. Но это понятно, это эмоциональная память. 

Так вот, что странно - нет в России никакой эмоциональной памяти Второй мировой войны. Потому что эмоциональная память об этом должна была бы складываться из двух простых как орех половинок.

1. Это была война с "немцами". Ну, да, эти "немцы" никогда не называли себя "фашистами". Фашисты - это в Италии. Но в советской пропаганде было принято называть их "фашистами". ОК, фашисты так фашисты. Но прежде всего и больше всего называли их просто "немцами" на каждом военном углу.

Ну, люди интеллигентным, тонкие и с историческим кругозором, должны бы называть их "немецкими нацистами", чтобы быть точными в определении и отличить от всех и любых немцах как народа. Но - это для людей тонких, а народ должен бы помнить о просто "немцах", которые у кого дедушку убили, а у кого - бабушку. И к этим "немцам" питать, видимо, не вполне умильные чувства.

Знаете, друзья, я прости 20 лет работаю экскурсоводом в Германии, и... всякое конечно бывало, но ничтожно редко встречал я среди гостей из России эти чувства даже в "латентном" состоянии.

2. Ну, а вторая составляющая эмоциональной памяти о войне - это друзья, союзники и щедрые помощники американцы. Это они с "нами" воевали плечом к плечу. Это они дедушке и бабушке голодавшим присылали тушенку. И, что характерно, никакой американец не убил никакого дедушку и ничью бабушку. И ни до, ни во время, ни после войны не убил. Ну не был он нам врагом - "данным нам в ощущениях"!

А вот поди ж ты, этого самого американца не любят и ненавидят весьма многие.

Это называется, друзья, - противоестественные чувства. Сейчас я обращаю внимание не на то, что это отношение глупо, неправильно, возмутительно, контрпродуктивно, но на то, что оно просто НЕЕСТЕСТВЕННО.

Ну, ладно, оставим американцев.

Знаете, что не просто возмущает, но никак не даёт поверить просто в реальность нынешней войны? Это именно её неестественность по отношению к эмоциональной памяти народа. Булгаковский "дядя в Киеве" у Михаила Берлиоза, - да у всех были и есть дядя или тётя в Киеве или Полтаве. Поверить, что они враги даже большие, чем немцы и американцы и называются странным ругательным словом "бяка" - "по-научному" "фашист".

Противоестественно это, все равно как есть дерьмо на завтрак...

В любой противоестественности есть свой закон. Академик Павлов сказал в свое время точные и суровые слова, что особенность русского человека в том, что реакция на слова у него сильнее, чем на реальные дела и события.

Значит - пропаганда запросто может внушить образ мира, отменяющий эмоциональную память. 

Но все равно - все это противоестественно как-то.

Евгений Вильк

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены