В России решили выйти из Болонской системы образования в пользу "собственной уникальной системы", в основе которой должны лежать "интересы национальной экономики", по выражению министра Фалькова. Конечно, дай им волю, они бы запретили любое образование вообще, кроме, может быть, патриотического с самого детского сада.

Выход из Болонской системы (который пока, впрочем, только декларируется) – лишь самый недавний, да и не самый радикальный, из шагов в этом направлении. Российское высшее образование разрушается давно и целенаправленно. С каждым уволенным за "неблагонадежность" преподавателем. С каждым согнанным на провластный митинг потоком студентов. С каждым доносом на пост в фейсбуке.

Я состоял в свое время в Общественном совете РГГУ, а затем был его ректором, и поэтому знаю не понаслышке, что выстраивать качественное образование в России – значит плыть против течения. Власти не нужно сильное, независимое высшее образование, и потому любые зачатки его уничтожаются. Посмотрите, что произошло с Высшей школой экономики, которой удалось собрать сильнейший преподавательский состав – только для того, чтобы его разогнали. И посмотрите, кто стоит во главе главного ВУЗа страны – МГУ: вечный подпевала и антисемит Садовничий, который, будучи человеком без принципов и идеалов, умудряется подстраиваться и прекрасно себя чувствовать при любой власти.

И все же, эта новая инициатива министра Фалькова симптоматична.

Болонская система – не панацея. На Западе тоже разрабатывают новые, экспериментальные модели, которые бы лучше отвечали вызовам времени. Но переход в свое время на единую систему позволил студентам, в том числе из России, продолжать обучение по всему миру и быть востребованными на глобальном рынке.

Впрочем, глобальные рынки российские власти больше не интересуют. Они сами возводят свой железный занавес, за которым знания, критическое мышление и аналитические способности – чуждые России "либеральные ценности", от которых нужно избавиться как можно скорее, чтобы не мешали взращивать путинский электорат.

Леонид Невзлин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены