В отечественной политактивистской среде разворачивается очередная драма. Есть такая Ольга Карчевская - зрелая дама с синими волосами, которая сражается против всего плохого и за все хорошее. При этом Ольга болеет кучей болезней (как ментальных, так и физических), периодически одалживает или просто собирает деньги себе на лечение. Но не забывает при этом спасать других, собирая деньги по помощь фемактивисткам, анонимным кавказским жертвам и т.д.

Несколько лет все умилялись: какая сильная и смелая, независимая женщина. Но история закончилась немного предсказуемо: оказалось, что Ольга должна уже буквально всем - насчитали уже больше трех сотен в совокупности.

Деньги, которые она собирала "на Юлю Цветкову", если куда и дошло, то точно не до Юли Цветковой, а кавказские жертвы, похоже, были и вовсе выдуманные.

Вскрылось, что организации, о сотрудничестве с которыми писала Карчевская, ее в глаза не видели.

Плюс еще всякое по мелочи, типа жульнической субаренды для коллег-активистов. Отбивалась от кредиторов героиня единственным простым способом: рассказывая о своих болячках, драматично заламывая руки и грозя самоубийством.

В результате совсем осмелела и задумала свой, видимо, опус магнум - объявила, что собирается открывать в Тбилиси целый клуб и под это дело клянчила уже разных размеров суммы. Но "здесь-то все и вскрылось".

В общем, мошенница, скучная и примитивная. С этим все понятно.

Интересно другое. Среди всех этих левых и либеральных граждан, пишущих нынче "ах, как же так вышло с нашей Олей!", нет даже маломальских попыток проанализировать ошибки своей среды.

Как так вышло, что за несколько лет никому в голову не пришло проверить, доходят ли "сборы" до адресатов? Как вышло, что ни у кого не вызвало подозрение, что один и тот же человек собирает деньги то на себя, то на других (в нарушение золотого правила "помоги сначала себе")?

Проблема мошенников - это также проблема среды, в которой они чувствуют себя вольготно. Вспоминая эксперименты Аксельрода с "дилеммой заключенного": гиперэгоисты начинают размножаться там, где живут гиперальтруисты, которые не умеют "наказывать" мошенников.

Вот и здесь так. Есть среда, в которой культивируется нечто, что можно назвать "бесконтрольной эмпатией". Культивируется соплища и слезища, вечные завывания о своих и чужих проблемах, постоянные призывы бежать куда-то, спасать кого-то или скидывать деньги на спасение. В результате все становится настолько запущено, что люди жуют сопли несколько лет, прежде чем задать очевидные вопросы мошеннице - не ровен час из окна выйдет, давайте пожалеем.

Отсюда, разумеется, не следует, что помощь и благотворительность - это плохо. Это хорошо. Зато следует, что в этом деле не нужно руководствоваться сугубо импульсами и эмоциями. Кого-то жалко? Жалко - у пчелки.

Прежде чем нести куда-то в клюве деньги, следует задуматься, а что это вообще за человек и куда реально пойдут ваши деньги. Да, даже если "срочно, вопрос жизни и смерти, караул, помогите". Как гласит древняя мудрость: есть время размазывать сопли, а есть время их собирать. Деньги, уходящие мошенникам - это деньги, которые не дойдут до оказавшихся в беде честных людей. Поэтому мошенников не следует жалеть, даже если у них биполярка и чирей на заднице. Чирей на заднице никого не делает жуликом, делает - отсутствие совести.

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены