В магии и в фэнтези существует понятие "тайное имя" — настоящее, истинное имя, раскрывающее натуру сущности. Тайное, потому что его надо держать в секрете, ибо раскрытие дает власть над владельцем имени и может быть использовано для причинения ему вреда.
Несмотря на все достижения науки, магическое мышление сохранилось у многих современных людей, верящих, что мысли, знаки, символы и ритуалы могут напрямую воздействовать на физическую реальность. Это же относится и к тайному имени.
Один из самых известных примеров "называния тайного имени" — обозначение Рейганом СССР как "империи зла" в его речи от 8 марта 1983 года, что, по мнению многих конспирологов, привело к распаду казавшейся несокрушимой сверхдержавы.
В психологии подобный тип мышления считается когнитивным искажением (а в авраамических религиях — язычеством), но ведь можно взглянуть и с другой стороны и вполне научно назвать это постановкой диагноза.
Правда, в современной науке нет такой физической величины, как "зло". Принято считать, что это просто нормативно-оценочная категория определенного типа сознания. Интересный вопрос, учитывая, что очень часто можно физически измерить причиненный "умозрительным" злом вред, ущерб или боль, замедление роста или количество смертей. Разумно будет допустить, что совокупность сил, вызывающих негативные для человека последствия, и есть то самое зло (и готовый символ уже имеется — полусвастика Z).
К чему вообще все эти рассуждения?
А вот к чему. Зададимся простым вопросом — какая совокупность сил в мире прямо сейчас, ежедневно и ежечасно, вызывает наибольшее физическое количество смертей, страданий, боли, разрушений и ущерба?
Да, это Россия.
Но, увы, географическую территорию и проживающее на ней население нельзя назвать диагнозом (хотя многие бы и поспорили). Современному человеку требуется не просто термин, а термин научный или хотя бы наукообразный, не требующий сопутствующей расшифровки.
С медицинскими диагнозами просто. Когда мы говорим "сифилис", мы не рассуждаем, правильно ли врач поименовал болезнь, если, грубо говоря, реакция Вассермана показала спирохету (да, микропреципитации, да, трепонему, да, возможна другая причина реакции). С социальными явлениями сложнее, но тут-то и возникает предмет для обсуждения. Предмет важный, ведь, как известно, правильная постановка диагноза — залог успешного лечения.
Напомню еще, что первым шагом на пути к выздоровлению является признание себя больным, хотя тут всё сложно, когда вокруг сплошные демоны, антихрист и сам сатана...
Претендент номер один на социальный диагноз для РФ — это фашизм. Если воспользоваться наиболее популярной классификацией Умберто Эко (14 признаков фашизма, я бы только исключил опору на средний класс, хотя вопрос тоже интересный — кто именно в РФ средний класс), получится прямо в точку. Есть, правда, сложность в доведении диагноза до больного. Россия заблаговременно самоназначила себя главным борцом с фашизмом, и кажется как-то несерьезно, по-детски что ли, пытаться её перекричать: "Нет, это ты фашист!" Российская пропаганда вовсю использует подобную детскую хитрость ("империя лжи" у них в телевизоре — Запад, "бункерный" — Зеленский), но там и уровень развития аудитории соответствующий. Возможно, нужно не перекрикивать, а спокойно продолжать разъяснять больному существующее положение вещей в надежде, что мозг еще не поражен окончательно...
Рашизм — прекрасный термин, дополняющий и уточняющий предыдущий. Минус его, по моему мнению, не в новизне, а в недостаточной, как бы это сказать, негативной окрашенности для русскоговорящих. Что-то в нем есть от "наша раша, и всё равно она наша". Не хочется даже думать, сколько зла эта раша еще должна причинить, чтобы рашизм однозначно сравнялся с фашизмом в глазах всех нормальных людей. А пока что "у вас рашизм" прозвучит для многих россиян примерно как "у вас приапизм". И что, испугаться или возгордиться?
Нацизм. Тут сложнее. Основной признак — провозглашение превосходства своей нации над другими (в данном случае особая "духовность") — как бы присутствует, вот только нация — это кто? Симоньян, Соловьев, "боевые буряты" — они все русские? Если кремлевские штрейхеры за деньги признают себя хоть папуасами, то служащие режиму кадыровцы навряд ли.
Имперскость? Многовато чести! Империя предполагает культурные образцы, а тут мы имеем дело с эрзацем европейской культуры и карго-культом. От того, что Пётр переименовал Московское царство в Российскую империю, система ордынского управления нисколько не изменилась.
Тогда ордынство? Но для некоторых представителей, скажем, татарского народа ордынство — часть идеологии сохранения и развития нации на основе ордынского происхождения.
Путинизм (постмодернистский, чекистский, ссыкливый фашизм)? Да, это вариант, хотя понятно, что зародился он задолго до "рязанского сахара" и явления "наследника". Неприятно, конечно, называть целое общественное явление именем мелкого мерзавца, ну, так и Гитлер был не Кантом, и Мао не Конфуцием. Отпадают обвинения в огульной стигматизации всех русских, как в случае с рашизмом... Но при этом и ответственность снимается сразу со всех "обманутых" и "не знавших"! А когда нынешний недофюрер внезапно всё и на него привычно повесят всех собак, есть ли гарантия, что тут же начнется оттепель и перестройка 2.0? Что чекисты обратятся в людей, мотороллы вернутся на автомойки, а "отряды путина" возлюбят жизнь и молодость?
Важно еще заметить, что одной из главнейших "скреп" современной России является менталитет уголовника. Не романтизированного, типа мушкетера, из киношной бригады, а реального — патологического лжеца, садиста, социопата (прямо портрет чекиста), бегущего из лагеря с парочкой поверивших ему молодых "консервов", живущего по принципу "Умри ты сегодня, а я завтра", "Не верь, не бойся, не проси" (ау, православные!). Основа жизни этой страты та же, что и российского государства, — ложь и насилие. Хитрые "авторитеты" умело манипулируют молодыми агрессивными дебилами, воры в законе разъясняют этим дебилам, почему "эта нога у того, у кого надо нога", живущие "по понятиям" прекрасно сотрудничают с тюремной администрацией, ментами и эфэсбэшниками, вместе пытают и насилуют друг друга. Мир этот реально страшен. Желающих ознакомиться поближе отправлю к Шаламову, Невзорову, материалам "Мемориала" или Gulagu.net. Если психика выдержит. Этот мир пропитывает и отравляет всю российскую жизнь — шансон, АУЕ, анальная зацикленность, блатная лексика. И, кстати, точного термина, передающего всю его хтонь и мрак, сейчас нет. Страшное шаламовское "блатной" давно размыто застойным "блатом", урка — это что-то из "Мурки", мерзкая воровка стала гламурной воровайкой, а вор в законе вообще Робин Гуд. Как назвать идеологию, основанную на тюремных понятиях? Паханизм?
Хотелось бы верить, что зло уже опознано и по имени названо. В конце концов, с марта 83-го по декабрь 91-го прошло почти 9 лет, всему требуется свое время. Но кто ж его знает. Зло многолико, вовсю использует современные технологии, и просто отгородиться от него рвом с крокодилами в наше время не получится. Огромные деньги и бесконтрольная власть в захваченной стране дали маньякам возможность безнаказанно реализовывать свои самые жуткие комплексы. Старый больной хищник вдруг обнаружил, что можно прекрасно питаться человечиной, вошел во вкус и обратно в джунгли возвращаться не хочет. Дождаться его естественной смерти тоже вряд ли получится — он уже натаскивает свой молодняк.
Вот потому-то и важно постоянно доводить до как можно большего числа людей, что объявился реальный людоед. Убить его всё равно придется, как бы ни причитали благородные защитники животных, но лучше всё-таки до того, как он доберется до вас лично.
Надо прямо называть зло по имени, то есть ставить точный диагноз, определяющий успешное излечение.