По мнению участников "круглого стола", у современного российского государства полностью отсутствует какая-либо концепция образования. За время, прошедшее со времени разрушения советской системы образования, государственным властям так и не удалось сформулировать цели и задачи, стоящие перед образовательной системой, определить потребность общества и государства в гражданах с высшим и профессиональным образованием.

Фактически современная российская власть, единственной своей целью ставящая извлечение сиюминутной прибыли, вообще не понимает, зачем необходима образовательная система. Как следствие, возник целый перечень проблем, который заставляет говорить о ситуации в области образования как о критической.

В последние годы резко ускорился процесс снижения качества российского образования, что обусловлено целым рядом факторов: от отсутствия контроля над качеством преподавания до распада трудовых коллективов и падением уровня квалификации педагогов. Кроме того, российское школьное образование постепенно перестает быть всеобщим. Школу не посещают десятки тысяч беспризорных и безнадзорных детей.

Отказ государства от участия в процессе воспитания личности и формирования мировоззрения гражданина, во многом стал причиной девальвации традиционных моральных и нравственных ценностей, торжество мещанской морали, наблюдаемой в современном российском обществе.

В не меньшей мере процесс деградации системы образования затронул и высшие учебные заведения. В результате сформировавшейся в сфере образования коррупционной системе и погоне за прибылью, в которую оказались вовлечены и руководители ВУЗов, происходит развал университетских кафедр. Вместо фундаментальных программ студентам предлагается набор прикладных навыков. Особой проблемой стало массовое появление институтов и факультетов, неспособных обеспечить качественное образование по специальностям, на которые ими осуществляется прием абитуриентов. Как правило, это связано с наиболее "модными" профессиями: юристами, экономистами…

Заявленная властью реформа высшего образования, в случае ее осуществления, приведет к исчезновению бесплатного высшего образования. Реализация перехода на "псевдоболонскую" систему приведет к закреплению кастового расслоения общества. Высшее образование станет недоступно не только для малообеспеченных слоев общества, но и для людей со средним достатком, в частности для интеллигенции.

Участники "круглого стола" считают, что принципиальное изменение ситуации в сфере образования, невозможно в рамках существующей криминально-административной системы.

В случае прихода к власти людей и общественных сил, не связанных с нынешней коррупционной системой, первостепенной задачей российской государственной власти должно стать понимание того, что для гармоничного развития государства необходимы люди, получившие качественное среднее, профессиональное и высшее образование.

Целью образовательной системы должна стать доступность качественного образования, в том числе и высшего, распространение высокого уровня культурных, моральных и нравственных ценностей. Условием для получения высшего образования должны быть интеллектуальные способности, а не финансовое состояние родителей.

В кратчайшие сроки, за счет перераспределения национальных доходов и части средств, накопленных в стабилизационном фонде, должно быть качественно улучшено финансовое состояние учебных заведений и жизненные условия преподавательского состава.

К разработке практических концепций программы образования, должны быть привлечены профессиональных сообщества учителей и преподавателей ВУЗов.

"Круглые столы" Экспертного совета коалиции "Другая Россия", посвященные основным общественно-важным проблемам проходят на регулярной основе. Итоги дискуссии станут основой для создания программы и разработки стратегии внесистемной оппозиции, единственной общественно-политической силы, представляющей в современной России интересы большинства общества.

Электронный адрес рабочей группы Экспертного Совета russia2008@front.ru