Многие заметили, что в России сейчас, несмотря на наступившую "стабильность", как-то неприлично много убивают "по заказу". Причем, складывается стойкое ощущение, что кривая громких убийств предпринимателей, общественных деятелей и чиновников в последнее время явно ползет вверх. Некоторые уже сравнивают ситуацию с "криминальным разгулом 90-х"...

Убили первого зампреда Центробанка. Убили известную журналистку. Только что расстреляли главу нефтяного предприятия "Итера-Самара". Сообщения о насилии в отношении предпринимателей в различных регионах страны попадают на ленты новостей практически каждый день.

Удивительно! С одной стороны, с экрана телевизора упорно твердят, что страна ушла от "проклятых девяностых", "ситуация под полным контролем" многочисленных и разнообразных органов. Да что там, во главе страны стоит не кто-нибудь, а кадровый полковник ФСБ! Казалось бы, пресловутый порядок давно уж должен был восторжествовать.

С другой стороны, если просто читать новости, убеждаешься, что жизнь почему-то безопаснее не стала. В чем же дело? Нас постоянно уверяют: "Это тогда, в проклятых 90-х, в милиции не было бензина. Сотрудники правопорядка ездили на убитых "Запорожцах" и вязали преступников веревками – не было даже наручников. И получали они такие гроши, что просто никак не могли не продаваться криминалу!". Сейчас, говорят нам, совсем другое дело! Милиция оснащена хорошо, ФСБ – еще лучше. Все в форме с иголочки, ездят на задание на новеньких "Фордах", зарплаты... зарплаты достойные, намного лучше, чем в 90-х! Словом, все хорошо – и будет еще лучше! Почему в таком случае убийств становится не меньше, а больше?

Что ж, ситуация сегодня действительно существенно отличается от ситуации 90-х. В ту пору правоохранительные органы были на самом деле довольно беспомощны. Дезориентированы сменой власти и самого общественного строя в стране. Попросту говоря, наши "менты" долго не могли вообще понять: кого и от чего они теперь призваны защищать?

И все активные люди вынуждены были тогда решать свои проблемы и конфликты в основном в обход родного государства. К "правоохранителям" не обращались, понимали: ни сил, ни средств, ни желания чем-то реально помогать у органов нет, им бы самим кто-то помог. Разбирались "по понятиям", по самым примитивным и архаичным законам, в которых проигравшую сторону часто ожидала физическая гибель.

Затем ситуация начала постепенно меняться. Путин, придя к власти, чутко уловил запрос общества на сильную руку. Слабая и беспомощная милиция никого, по большому счету, не устраивала; люди хотели, чтобы "государевы слуги" обрели, наконец, силу и возможность эффективно разрешать любые конфликты...

Милиция воспряла, прокуратура окрепла, СОБРы и ОМОНы набрали мощь, ФСБ повсюду запустила щупальца, даже судебные приставы обрели не только оружие, но заодно кураж его применения... На какое-то время действительно всем показалось, что время автоматных разборок ушло в прошлое, и жизнь в России стала безопаснее.

Однако это была лишь иллюзия. Вскоре выяснилось, что вся система, осмотревшись и окрепнув, почуяла главное: свою полную неподконтрольность обществу. На деле вышло, что моторизованные, прекрасно оснащенные техникой и людьми милицейские и особые подразделения образовали свою собственную "силовую вертикаль", которая никому кроме президента не подчиняется и при этом сама очень даже не прочь заняться бизнесом!

И неожиданно для многих ситуация 90-х в отношении органов вновь повторилась в главном: оказалось, что сегодня, как и тогда, большинство активных субъектов, как на рынке, так и в общественной жизни снова не хотят идти разрешать свои конфликты к родному государству. Только раньше они считали государство слишком беспомощным и маломощным, а сегодня они считают его, напротив, слишком сильным и "беспредельным": обратишься по поводу спора с контрагентом, а в итоге останешься ни с чем.

И опять вместо законных процедур решения конфликтов на улицах загремели взрывы и выстрелы, а в газетах появились броские заголовки "Не хуже, чем в 90-х!". Предпосылки разные, итог тот же.

И это можно было предвидеть заранее. Ведь для успешного поддержания своей функции – охраны общественного порядка – органы должны быть не только сильными. В первую очередь, они должны быть беспристрастными. Что, в частности, способен обеспечить, как показывает вся мировая практика, только жесткий общественный контроль над их функционированием (в том числе и через выборы).

Если же органы просто тупо "усиливать до беспредела", они просто превратятся в еще одну банду. Пусть даже самую мощную. Порядка и безопасности гражданам это не прибавит.

Скорее, наоборот.

Алексей Рощин, эксперт Центра политических технологий

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter