Вот уже почти семь десятилетий одной из главных задач советской, а затем и российской внешней политики (с перерывом на 1991-1998 годы) было внесение раскола между континентальной Западной Европой и англо-саксонским блоком. Ближе всего к этому удавалось подобраться в 1983 (кризис вокруг размещения ракет средней дальности в Германии) и в 2003-06 годах (антибушевский союз Путина-Шредера-Ширака).

Еще одной задачей, теперь уже российской дипломатии, было создание пророссийской зоны в центральной Европе ("Газпромленд"). Это удалось блестяще - открыто и беззастенчиво на сторону Путина перешли консервативные режимы Чехии и Венгрии.
Ирония истории в том, что правящие там партии считают себя духовными преемниками борцов с советскими интервенциями в Венгрию (октябрь-ноябрь 1956) и Чехословакию (август-сентябрь* 1968).

Однако военные успехи российской криптоинтервенции на юге и востоке Украины превратили Украину и Польшу в явно проамериканские, антироссийские страны. В результате кремлевские попутчики в центральной Европе отказались отсечены от путинской империи "пронатовским" поясом в восточной Европе и Балтии.

Так жесткая (хард) мощь России перечеркнула все стратегические достижения ее мягкой (софт) силы.

* Из-за массовых протестов чехов в сентябре 68-го Александр Дубчек был возвращен к власти - на полгода.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены